Белорусские страницы Владимира Высоцкого.

Для многих людей Высоцкий – это неутомимое правдоискательство, яростное сопротивление лжи, предельная искренность в радости и горести, постоянная готовность к самореализации и творческой деятельности. Поэтому нет ничего удивительного, что во многих городах бывшего Советского Союза, Европы и Америки упоминаются памятные места, посвященные Владимиру Семеновичу Высоцкому – комнаты-музеи, названия улиц, мемориальные таблички, памятники, именные корабли и танкеры и даже астероид «Владвысоцкий», который значится в Международном каталоге планет Солнечной системы под номером 2374 и «летает» между орбитами Марса и Юпитера.

Приведем некоторые примеры этой вселенской памяти рода человеческого. Табличка с именем Владимира Высоцкого украшает одну из новых улиц поселка самаркандских химиков. Такое решение принял городской Совет по ходатайству клуба самодеятельной песни при Дворце культуры «Химик», где создана комната-музей Владимира Высоцкого.

Огромный танкер водоизмещением более 16000 тонн Новороссийского пароходства носит имя «Владимир Высоцкий». Конструкция танкера и его оборудование позволяют ему заходить во все порты мира. Музеем на судне является «каюта Высоцкого», где есть афиша юбилейного спектакля, посвященного Владимиру Высоцкому, с автографами актеров, частью личных вещей поэта, многочисленные фотодокументы, книги, плакаты, пластинки.

Московская фирма «Мелодия» выпустила около 30 дисков-гигантов, посвященных песенному творчеству Владимира Высоцкого, из них 18 пластинок под рубрикой «На концертах Владимира Высоцкого», а различные организации и кооперативы изготовили около сотни значков и красочно оформленных вымпелов с портретами В.С.Высоцкого.

Стокгольмский театр «Фриа-протеатерн» осенью 1986 года поставил спектакль «Песни Высоцкого». В переводе со шведского «Фриа-протеатерн» — это «Свободный театр». Несколько мужчин-актеров и две женщины-актрисы подарили песням Высоцкого на шведской земле еще одну жизнь – с их нервом и болью, и ранимой и усмешливой грустью, с их победительной и эмоциональной силой.

Имя Владимира Высоцкого хорошо известного в Болгарии. Литературный критик и журналист Любен Георгиев в 1989 году издал свои воспоминания о поэте и барде под названием «Владимир Высоцкий-известный и незнакомый», а через два года выпустил еще одну книгу – «Владимир Высоцкий- встречи, интервью, воспоминания», в которой впервые указал на брестские корни семьи Высоцких. Всего в Болгарии вышло более десяти книг о творчестве В.С.Высоцкого.

В Польше опубликовано около 150 песен и стихов Владимира Высоцкого, причем многие вещи публиковались по три-четыре раза, а текст песни «Он не вернулся из боя» был напечатан в семи различных изданиях.

Нью-йоркское издательство в США «Русика» и «Фонд Аполлон» выпустили собрание стихов и песен Владимира Высоцкого в трех томах- тысяча триста сорок две страницы. На обложке каждого тома надписи по-русски и по-английски : «Михаил Шемякин для солдат-инвалидов афганской войны».

В Бресте состоялся 1 Международный бард-форум имени В.С.Высоцкого «Полоса нейтральная» и выпущена книга «Транзит через Буг», в которой собраны очерки и статьи, посвященные его творчеству и биографии. Эта книга- своеобразная дань памяти Владимиру Высоцкому- поэту, барду, актеру, чье имя неразрывно связано с городом над Бугом, как корнями, так и звучною кроной творчества.

Эти небольшие примеры показывают любовь к творчеству В.С. Высоцкого во всем мире, в том числе и в Белоруссии и, в частности, в нашем приграничном Бресте. Вот почему как должное воспринимается воссоздание номера Высоцкого в гостинице «Буг», где поэт и бард останавливался два раза и открытие тематической комнаты-музея «Белорусские страницы Владимира Высоцкого». Брест является составной частью его родословной, о которой даже в России знают немногие. Беларусь, кстати, была своеобразным корнем в творчестве Владимира Высоцкого. Например, киностудия, «Беларусьфильм» заключила с ним единственный контракт для написания песен к художественным фильмам. Режиссер Виктор Туров постоянно приглашал В.Высоцкого для съемок и записывал его песни. Кстати, с киностудией «Беларусьфильм» Владимир Высоцкий активно сотрудничал 15 лет и за это время им было написано для белорусского кино более 20 песен.

Ну, а теперь более подробно о самой комнате-музее «Белорусские страницы Владимира Высоцкого». У входа в комнату-музей стенд с датами белорусских страниц В. Высоцкого, среди которых особо отметим такие как 13-14.03.65г., где произошла встреча с режиссером Виктором Туровым, 18-19.11.1979г.-отдых в белорусском санатории на озере Нарочь и знаковая дата — 13.09.70г.: встреча с Мариной Влади в Бресте, где они останавливались в гостинице «Буг», а также дата прохождения Брестской таможни- 16.05.1976г. Эта тема для брестчан особо значимая и близкая. И не только потому, что великий актер, поэт и исполнитель своих собственных песен не раз посещал Брест проездом за рубеж и из-за рубежа, но даже многократно останавливался в гостинице «Буг», в двухкомнатном номере-люкс 209, который сейчас воссоздан в том образе и подобии, когда в нем проживал Высоцкий. В этом номере можно пожить, почувствовать атмосферу того времени (70-х годов), а также прослушать все го песни, посмотреть все его спектакли и концерты, известные на сегодняшний день. Главное еще и то, что корни его родом по отцовской линии – из нашего города, который во времена обитания здесь его предков по мужской линии назывался городом Брест-Литовск.

Фамильное древо Владимира Высоцкого, представленное в виде огромного ветвистого дерева, поражает своей детальностью в виде различных маленьких веточек и ответвлений. Такого детального родословного древа нет даже в главном музее В.С.Высоцкого — Государственном культурном центр-музее В.С.Высоцкого в Москве на Таганке. Это древо вырастало и ветвилось в уездном Брест-Литовске. Прадед Володи Высоцкого Шлойме Высоцкий прибыл сюда из местечка Селец (сейчас это село в Березовском районе Брестской области). А его дед Вольф Шлемович Высоцкий родился в Брест-Литовске в 1889 году и прожил здесь без малого 22 года. В 1912 году он уехал в Киев, где поступил в Коммерческий институт одновременно с Исааком Бабелем и Шлиомо Вовси (в будущем артист и режиссер Соломон Михоэлс). Затем он учился на юридическом факультете Киевского университета и далее в Киевском институте народного хозяйства. Уехав в Москву он сменил имя и отчество, став Владимиром Семеновичем. В 30-е годы работал в коммерции и юриспруденции. Многие исследователи считают это своеобразным знаком судьбы- внук стал полным тезкой деда: Владимир Семенович Высоцкий. Здесь уместно особо отметить- дед и внук были внешне очень похожи друг на друга. Высоцковед Светлана Зубрилина подчеркивает, что «дед Высоцкого, по воспоминаниям разных отличался глубокой интеллигентностью, беспокойным характером и строгостью к обучению…» И во все последующие годы жизни, до самой кончины в 1962 году он был во многом опорою для семейства Высоцких.

В Брест-Литовске родились и выросли два брата деда Владимира Высоцкого – Леон (видный киевский инженер-химик и изобретатель) и Исаак (советский партийный служащий) и сестра Мария, которую расстреляли фашисты вместе с ее семьей в годы Великой Отечественной войны. Отец Владимира Высоцкого – Семен Владимирович, 1915 года рождения, кадровый военный, активный участник Великой Отечественной войны, полковник в отставке. Мама — Нина Максимовна, 1912 года рождения, переводчик с немецкого языка. У них 25 января 1938 года в Москве родился сын- Владимир Семенович Высоцкий, который после окончания школы в 1955 году по совету родителей и деда поступил на факультет механики в Московский строительный институт (МИСИ). Проучившись всего полгода в 1956 году Владимир Высоцкий уходит из института и поступает на актерский факультет Школы-студии МХАТ, на курс П. Массальского и А. Комиссарова. Далее его судьба развивалась только в творческом направлении –как поэта, актера театра и кино, исполнителя своих собственных песен.

Фото Марины Влади и Владимира Высоцкого на фоне гостиницы «Буг» и их совместное посещение нашей гостиницы – это одна из ярких страниц в истории любви двух незаурядных, талантливых и знаковых людей современности. Кстати, их пребывание в Беларуси, и в частности в Бресте, участие Владимира Высоцкого в съемках на «Беларусьфильме» постоянно освящалось в республиканской, областной и городской прессе. На стендах можно ознакомится с этими статьями, авторами которых в разные годы были Юрий Рубашевский («Вечерний Брест»), Николай Александров («Брестский курьер»), Евгений Литвинович («Заря»), Людмила Минкевич («Народная газета»), Александр Колесов («Брестский курьер»), Павел Якубович («Советская Белоруссия»), Альберт Богдасаров («Заря», «Брестский курьер», «Советская Белоруссия») и другие.

Интересен стенд, который условно можно назвать «Зеленый канал Владимира Высоцкого. На фоне карты Брестской области и пограничного столба размещены не только газетные статьи о В.Высоцком, но и его письма, автографы на театральных программках, редкие фотографии,  с любовью изготовлен музыкальный стенд, где на проигрывателе эпохи Высоцкого можно послушать пластинки с его песнями. А их в собрании комнаты-музея уже собрано достаточно много. Ну, а венчает этот стенд новый экспонат в виде большого графического рисунка талантливого брестчанина Ярослава Сафонова, выпускного курса графики Белорусской государственной академии искусств. На рисунке, на фоне белых коней, изображен известный бард, актер и поэт Владимир Высоцкий. Он в такой задумчивости, что невольно вспоминаешь его песню «Что-то кони мне попались привередливые…». Интересно, что впервые этот рисунок был представлен в 2011 году на персональной выставке молодого художника в МИДе Республики Беларусь. Теперь – это экспонат комнаты-музея Владимира Высоцкого в Бресте.

Спектакли с участием В. Высоцкого в театре на Таганке и его фильмы отображены на фоне портрета Высоцкого с гитарой. Здесь же эмблема театра на Таганке, театра, который сам В.Высоцкий считал своим родным домом и перечитывая его роли в театральных постановках и кинофильмах с особой теплотой начинаешь понимать, что со стендов музея – комнаты смотрит на нас АКТЕР с большой буквы, часть жизни которого связана с нашей страной.

С Беларусью он впервые пересекся в самом значимом для него 1965-м году, когда в июне ему позвонили из «Беларусьфильма», предложив приехать в Минск на пробы в кинофильм режиссера Виктора Турова по сценарию Геннадия Шпаликова «Я родом из детства». Предназначена ему была роль обожженного танкисиа Володи. Первоначальным кандидатом на нее был актер Н.Губенко, но судьба распорядилась иначе. Вот как об этом рассказывал Виктор Туров:

«В самом начале лета, когда проходили пробы, оператор Княжинский предложил вызвать и послушать Высоцкого, поскольку его песни уже начали доходить до нас, — просто познакомиться. На роль танкиста Володи у нас уже была хорошая проба. Но сняли пробу Высоцкого и записали на профессиональную широкую пленку.

Володя должен был в этот вечер уезжать. После записи собрались в общаге, где жили операторы, не захотели расставаться, сдали билет на вокзале. Всю ночь проговорили у меня дома. Рано утром поймали мотоцикл, помчались в аэропорт, раздобыли билет, и Володя, уходя за турникет, вдруг повернулся: «Вить, возьми меня…»

Пожалуй, проводником к  сердцу Турова стали песни Высоцкого, в которых отчетливо просматривался характер сценарного героя-танкиста. Вот как об этом далее рассказывает режиссер:

«Уже в первый приезд Володя спел много песен о войне: «Штрафные батальоны», «Вцепились они в высоту, как в свое», «Звезды», «Жил я с матерью и батей», «Братские могилы».

Во время съемок «Стряпухи» работал над песнями и периодически летал на съемки в Белоруссию – сначала в г.Слоним, потом в Гродно.

В один из приездов Володя рассказал , как появилось «Будь то Минск, будь то Брест»: в поезде ехал с интересным человеком, который ехал до Бреста.»

Вероятно, как раз об этом Высоцкий написал годом позже, в 1966-м:

Экспресс Москва-Варшава, тринадцатое место, —

В приметы я не верю – приметы не при чем:

Ведь я всего до Минска, майор – всего до Бреста, —

Толкуем мы с майором, и каждый – о своем.

А в песне «Холода», написанной для фильма «Я родом из детства»  и полностью в него вошедшей, упоминается впервые Высоцким наш город:

В холода, в холода

От насиженных мест

Нас другие зовут города,

Будь то Минск, будь то Брест…

В холода, в холода…

В 1968 году, в тексте песни «Я летчик, я истребитель…» (не путать с другой – «Я – Як-истребитель…») вновь упоминается Брест – в военном контексте:

 

…Сейчас эскадрилья тяжелых – девятка –

Уходит в ночной полет.

Ну а теперь я начну по порядку,

Зачем забегать вперед?

 

Я ложь отличаю от боли –

Положено мне отличать .

Мы Брест сегодня отбили.

Вчера же мы Брест бомбили,

А в Бресте и дом мой, и мать.

 

Мы сопровождали тяжелых девятку –

Свои свой же город бомбят!

Но… Видите, я не могу по порядку,

Опять забегаю назад.

 

Осенью 1965 года Высоцкий много ездит по Беларуси. Записи песен к фильму Турова для киностудии «Беларусьфильм» происходят 13 сентября и 19 октября. Первая запись в Ружанах на Брестчине, в деревянном местном клубе. Сохранился и список песен, напетых на микрофон Высоцким в этот день. Их было 26 – гораздо больше, чем предназначалось для фильма. 19 октября песни к фильму он записывает в Гродно.

В последующие годы он пишет великие песни не только к фильмам Турова – «Война под крышами», «Сыновья уходят в бой», но и для других белорусских режиссеров, приезжая в Минск, Гродно и Новогрудок. У него к этому времени возник семейный союз с Мариной Влади…

В 1973 году, когда поэт, бард и актер был уже всесоюзно знаменит, он впервые приезжает в наш Брест. Вот его стихотворные строки того года, отражающие этот визит:

 

…Горочки пологие –

Я их щёлк да щёлк!

Но в душе , как в логове,

Затаился волк.

 

Ату, колёса гончие!

Целюсь под обрез –

И с волком этим кончу я

На отметке «Брест».

 

Я там напьюсь водички из колодца

И покажу отметки в паспортах.

Потом мне пограничник улыбнется,

Узнав, должно быть, или – просто так…

 

О настоящей дружбе Владимира Высоцкого и белорусского режиссера Виктора Турова говорит, прежде всего, полная фильмография их совместных работ. Об этом же говорят и фотографии из кинофильмов.

А вот и знаковая «Книга друзей» со словами Владимира Высоцкого:

«Желаю процветания городу, гостинице и всем жителям города.»  

На фотографиях Владимир Высоцкий делает эту историческую для нас всех запись. Символична гитара с часами внутри грифа, показывающими время кончины Владимира Высоцкого, творчество которого – значительное и уникальное явление в литературе и культурной жизни не только России, но и всех постсоветских республик и многих стран мира. Оно и сейчас не утратило актуальности, к нему обращаются все новые поколения читателей и слушателей. В его поэзии заложен необходимый людям заряд добра, незыблемые нравственные ценности, которые объединяют людей для свершения и творчества, и мира, и простого человеческого счастья.

В центре комнаты-музея установлены три колонны с афишами кинофильмов, концертных программ спектакля «Гамлет», плакаты к 75-летию со дня рождения В.С. Высоцкого и его портреты. На отдельном журнальном столике ксерокопии алфавитного указателя поэтических произведений Владимира Семеновича Высоцкого (изд. второе, 2013г.), программы различных концертов с исполнением песен В. Высоцкого, газетные заметки, копии оригинальных писем Управления культуры, приглашения на концерты В. Высоцкого и другие материалы, представляющие определенный интерес для людей, которым небезразлично творчество В.С. Высоцкого. Кроме того, материалы и экспозиции комнаты-музея несомненно будут востребованы и школьниками в учебных программах которых есть разделы и о В.С. Высоцком.

В комнате-музее есть отдельное небольшое помещение, в котором оборудована библиотека, с хранящимися там книгами, пластинками, магнитофонными записями, фотоматериалами. В библиотеке уже собрано более 50 книг и брошюр о творчестве В.С. Высоцкого. Кстати, в личной библиотеке Высоцкого было 436 книг. Располагались они на полках в алфавитном порядке от №3 Адамович А., Бриль Я., Колесник В. «Я из огненной деревни» до номера 436 Шукшин В.М. «Я пришел дать Вам волю». А под номерами 1-2, в нарушение всех правил алфавитного расположения, значился двухтомник «А.С. Пушкин в воспоминаниях современников». Владимир Высоцкий боготворил А.С. Пушкина и не только не скрывал этого, но много раз подчеркивал это в различных своих выступлениях и интервью. И это ещё раз показывает нам незаурядность личности Владимира Семеновича Высоцкого, основные его вехи «белорусского пути которого ярко и красочно показаны в комнате-музее В.С. Высоцкого в гостинице «Буг».